МБДОУ - детский сад № 16 ст.Луковской

Мастер-класс с педагогами "Куклотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"

 Подготовила и провела мастер-класс воспитатель первой квалификационной категории Алёхина Инесса Вячеславовна.

СЛАЙД 2

Цель: создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов, при котором формируется опыт подготовки ребёнка к социализации.

СЛАЙД 3

Задачи:

-ознакомить педагогов с методикой использования куклотерапии в работе с детьми;

-представить для ознакомления кукольный театр, используемый в куклотерапии.

-развивать умение педагогов использовать различный материал для изготовления кукол, составлять историю для осознания ребёнком причинно-следственных связей с применением кукольной игры.

СЛАЙД 4

Целевая аудитория мастер класса. Разработка рассчитана на воспитателей, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.

Форма проведения: интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Оборудование: презентация, разные виды театральных кукол; для изготовления кукол: ножницы, нитки, ткань, иглы, клей.

Ход мероприятия:

1. Теоретическая часть.

Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека. У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Так, одно из древнекитайских сказаний повествует о том, что богиня Нюйва лепила человечков. Вылепила фигурку маленькой девочки и дала ей имя Жень – «человек». Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека.

Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть у народов России.

На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. А «сугубо детский» кукольный театр, или «театр Петрушки», до начала XX века вообще показывал исключительно спектакли «для взрослых». Так что неудивительно, что весьма серьезные дяди и тети поставили куклу на службу науке психологии, а их клиентурой являются как дети, так и взрослые.

В настоящее время кукол используют в игровой терапии и арттерапии. Поскольку, если используются уже готовые куклы, можно говорить об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими, то арттерапии.

СЛАЙД 5 Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем  (сказки, мультфильма и т. д.)  он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр».

Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи.

Например, расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребёнок – воспитатель, ребенок — родитель.

Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.

СЛАЙД 6Метод куклотерапии заключается в следующем: Инструмент - это кукольный театр. Есть ширма, куклы. Детям кажется, что они учатся быть артистами, они учатся разыгрывать небольшие сценки, а потом и спектакли. Но задача - не научить их быть артистами, а помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия.

1. Коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

2. Релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

3. Развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.);

4. Обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Как же происходит сеанс куклотерапии?  Если говорить о методике в общих чертах, то вместе с ребенком психолог и педагог разыгрывает с помощью куклы (кукол) историю в лицах, которая помогает ребенку разобраться в причинах стресса, отклонений поведения и других реалиях повседневности.

Так как куклотерапия — это, в первую очередь, арт-методика, способ проведения сеансов может меняться в зависимости от профессионализма психолога, педагога и особенностей характера определенного ребенка.

Например, это может быть кукольный театр, когда ребенок смотрит на ситуацию со стороны и самостоятельно или с помощью специалиста делает правильные выводы, которые влияют на дальнейшее поведение в обычной жизни.

Это может быть доверительный разговор на определенную тему с ребенком с помощью одной или нескольких кукол. Порой малышу легче открыть самое сокровенное не взрослым дядям и тетям (даже если это мама с папой), а мягкому зверю или сказочному персонажу. В процессе разговора ребенок рассказывает о самом главном, это позволяет выяснить истинные причины стресса, зажимов и других психологических проблем, которые могут возникнуть в любом возрасте.

 

СЛАЙД 7 В куклотерапии используются такие варианты кукол, как  куклы - марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и куклы – костюмы.

СЛАЙД 8 Куклы – марионетки. Работа с куклой – марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким – то причинам не может или не позволяет себе проявлять.

СЛАЙД 9 Теневые – куклы. Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей «куклой - страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра.

СЛАЙД 10 Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

СЛАЙД 11 Плоскостные куклы. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я».

СЛАЙД 12 Перчаточные куклы. Могут применяться в развитии речи детей встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее – это же не он говорит, а его герой.

Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет психологу или педагогу незаметно исправить недостатки речи. Например, он может обратится к кукле: «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно» и ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.

 

СЛАЙД  13 Пальчиковые куклы.

Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.

СЛАЙД 14 Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1 этап. Изготовление кукол.

Задачи, которые решаются на данном этапе:

-получить недостающую информацию о ребёнке в неформальной обстановке (окружение ребёнка, как проводит ребёнок свободное время, внутрисемейные отношения);

-развитие мелкой моторики;

-развитие способности к самовыражению. Самовыражение – источник вдохновения, который дает разрядку от негативных эмоций, нежелательной усталости. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными.

СЛАЙД 15 2 этап. Процесс «оживления» куклы.

Задачи:

-развитие мелкой и грубой моторики;

- приобретение социальных навыков.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации.

-развитие умения управлять эмоциями;

-развитие коммуникативных навыков;

-развитие речи;

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать.

-профилактика и коррекция страхов.

СЛАЙД 16 3. Кукольный театр.

Итогом выполнения поставленных задач на всех этапах

является:

-участие ребёнка в кукольном театре;

-преодоление страха, тревожности;

-повышение у ребёнка самооценки;

-получение необходимых сведений о ребёнке.

Наилучший терапевтический эффект достигается, когда дети сами изготавливают куклу, придумывают историю, которой хотел бы поделиться с другими.

 Персонифицированные истории позволяют опосредованно обучать детей поведенческим моделям, безопасным путем обсуждать трудные и щекотливые темы, устанавливать контакты, преодолевать барьеры в общении.

СЛАЙД 17 Этапы сочинения «кукольных историй»

1. Обдумать проблему, попытаться понять чувства и переживания ребенка, посмотреть на ситуацию с его точки зрения.

2. Сформулировать основную идею рассказа. Определить, какие мысли и решения нужно сообщить ребенку.

3. Начать рассказ с представления героя, который живет в доме, похожем на Ваш, имеет проблемы, сходные с проблемами ребенка.

4. Рассказать о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка.

5. В начале истории описать конфликт, а затем рассказать, как его удалось успешно разрешить.

6. Наблюдать за реакцией ребенка. Он может потерять интерес, остаться безучастным или, наоборот, «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать  комментировать.

7. Стремиться к простоте выражений. Содержание рассказа должно быть понятным, а длительность определяется устойчивостью внимания и интересом ребенка.

8. В конце истории обязательно подчеркнуть, что герой проявил настойчивость и нашел выход из затруднительного положения, а все его знакомые и родственники очень гордились тем, как он преодолевал временные неудачи и терпеливо шел к победе.

Игра с куклой – мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, логопеда, воспитателя дает возможность естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику дошкольника с целью ее коррекции или психопрофилактики.

СЛАЙД 18  2. Практическая часть:

1. Изготовление куклы-марионетки:

1. Формируем туловище для куклы из ткани. Делим на две части: голова и туловище.

2. Изготовим платье. Вам понадобится платочек, или кусочек материала в форме квадрата. Покрываем туловище и обвязываем нитью вокруг сформированной головы.

3. Теперь вам нужно прикрепить нити к импровизированным рукам, к голове. Нити скрепляем на концах в виде петли, для удобства управления куклой.

Задание для участников:

Дано начало истории:

Медвежонок в школе

В одном лесу жила семья медведей: папа, мама и два медвежонка, один постарше, другой помладше. Семья медведей была дружная и в лесу уважаемая. Все звери в лесу ценили медведя-отца за мудрость и смелость. Маму любили за ее доброту и мягкость. Старшего медвежонка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего медвежонка еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко. Пришло время младшему медвежонку идти в школу.

(С какой проблемой может встретиться Медвежонок и как ему помогли с ней справиться другие сказочные герои)

Участники выбирают возможных героев ситуации. Куклам изготавливают маски из бумаги.

Возможные проблемы в школе у Медвежонка: стал драться, обижают одноклассники, нет друзей в школе.

Выход из ситуации: родители могут организовать какое-нибудь весёлое мероприятие, на которое пригласят других детей. Если обижают одноклассники-найти общество таких же детей, где его особенность будут ценить, а не отторгать Например: если много говорит-отдать в театральный кружок, если высокий - на баскетбол)

. Представление ситуаций и обсуждение.

Участники предлагают дополнительные варианты разрешения ситуации.

Обсуждение.

-Расскажите о своих ощущениях в роли героя.

-Актуально ли использование кукол в работе педагога с детьми?


3 февраля 2020 в 15:25

Прикреплённые файлы:

Документ: Мастер-класс с педагогами "Куклотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-m-k_0niiu.pptx

Это официальный файл организации «МБДОУ - детский сад № 16 ст.Луковской», в нём содержится Мастер-класс с педагогами "Куклотерапия в работе с детьми дошкольного возраста".

Размер файла: 2,65 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.