МБДОУ - детский сад № 16 ст.Луковской

Семинар-практикум по теме "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии"

 В детском саду согласно годовому плану проведён семинар-практикум в соответствии с годовой задачей, который подготовили и провели зам.зав.по ВР Книжникова Т.Н. и воспитатель 2мл.гр. Шашлова Е.А.

8c1f59bbb6265671d78b3f97feb5bc85.jpg

204bca436a13575718a1edb1602180ff.jpg

3374452d0813b7faf1867bfa3d5e2091.jpg

Цель семинара: 

Систематизировать знания педагогов по формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, привычки к ЗОЖ.

Задачи семинара:

1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.

2. Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.

План проведения:

1 часть. Теоретическая.

1. Формирование здорового образа жизни посредством валеологии. (Презентация) Книжникова Т.Н.

2 часть. Практическая – коллективная деятельность.

2. Опыт работы воспитателя по валеологическому воспитанию. (Шашлова Е.А.)

3. Решение кроссворда на тему ЗОЖ.

4. Тема ЗОЖ в пословицах и поговорках.

5. Памятка для родителей.

6.  Рекомендации Всемирной организации здравоохранения по ЗОЖ для детей

7. Домашнее задание. Составление конспекта занятия по валеологии для каждой возрастной группы. Использование презентаций, видеоматериалов для работы с детьми по теме. Краткий пересказ по занятию.

1 часть. Теоретическая (презентация)

Слайд 1

Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.

Поэтому приоритетным направлением образования для любого детского сада остаётся сохранение и укрепление здоровья ребёнка, формирование у него привычки к здоровому образу жизни. Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно – гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства.

Проблеме формирования привычки к здоровому образу  жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологиии будет посвящен наш сегодняшний семинар.

Слайд 2

Что такое валеология? Валеология- это наука о здоровье. Практически все современные авторы начинают свои рассуждения о валеологии с выявления этимологии слова. В его основе лежат латинские “vale” и “logos”, которые переводятся соответственно “будь здоров” и “учение, знание, наука”.

Предметом её изучения является здоровье и его резервы,здоровый образ жизни.

Объектом является практически здоровый человек или в состоянии болезни.

Слайд 3 Валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении

“Валеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения детьми системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества”.

Слайд 4 Специфические черты валеологии:

Антропологичность означает, что предметом изучения валеологии  является только человек.

Личностно ориентированная направленность означает, что индивид является одновременно и субъектом, и объектом своей деятельности по творению своего здоровья.

Интегральность выражается в опоре на знания из различных наук, предметом изучения которых является человек.

Гуманистичность – состоит в том, что валеология признает здоровье главной ценностью человеческой жизни. Как точно и метко сказал в своё время Сократ: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто».

Педагогический характер проявляется в том, что валеология в отличие от медицины не лечит человека, а учит его идти по пути здоровья, формирует у него культуру «здоровьетворящей» жизни.

 Слайд 5 Основная цель –  создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.

Слайд  6 Задачи валеологического образования в ДОУ:

1. Формировать систему знаний о человеческом организме, назначении и функционировании органов и систем.

  1. Формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности;

3. Закреплять умения и навыки, поддерживающие, укрепляющие и сохраняющие здоровье, способности к саморегуляции.

  1. Воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями;
  2. Воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретённые теоретические знания и элементы практических привычек.

Слайд 7  Принципы валеологического образования

Реализация этих задач основывается на  валеологическом принципе: «гармонизация личности во взаимосвязи  с  окружающим миром (космосом, природой, социумом) – это и есть основа индивидуального здоровья».

Принцип всеобщности требует работать со всеми детьми, как со здоровыми, так и с больными, вызывая у них стремление быть здоровыми в любых условиях.

Принцип целостного подхода к здоровью ребенка требует относиться к его организму как к единому целому, как к сложноорганизованной системе, т.е. необходимо комплексное воздействие на душу, тело и дух ребенка в целях сохранения их гармонии.

Принцип деятельностного подхода к сохранению, укреплению и повышению уровня телесного и духовного здоровья требует, чтобы все, что дается ребенку на занятиях, не только прослушивалось и просматривалось, но и проживалось вместе с учителем.

Принцип гуманизма и альтруизма ориентирует учителя на признание основной ценностью учебно-воспитательного процесса самого ребенка и здоровья его тела, души и разума, и нацелен на формирование в ребенке альтруистических качеств, суть которых можно выразить формулой «научился сам – неси свои знания и умения другим людям (родителям, детям).

Слайд 8 

Принцип «Не навреди!» определяет, что в обучении детей можно использовать только те способы, методы, технологии и средства, которые:

просты, то есть, легки в освоении и не требуют значительных материальных затрат, для усвоения этих технологий достаточно иметь желание быть здоровым; доступны, то есть, могут быть освоены самостоятельно и осознанно людьми разного возраста; безопасны, то есть все оздоровительные педагогические технологии не могут причинить вреда детям. эффективны, то есть быстро дают положительный результат. При этом дети имеют возможность отслеживать каждый свой шаг и контролировать свое состояние; экспертируемы, то есть дают возможность легко измерять результаты деятельности по изменению состояния здоровья при помощи простейших диагностических методик.

Слайд 9

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.

Для формирования потребности в здоровом образе жизни необходимо:

· развивать у детей дошкольного возраста  навыки личной гигиены и навыки оказания первой помощи;

· формировать у дошкольников элементарные представления: 
о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывать дошкольникам о ее влиянии на состояние кожи, зубов и т.д.);
о способах сбережения психического здоровья (позитивный эмоциональный настрой, развитие умения контактировать с другими людьми, умения расслабляться и др.);

· поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства “мышечной радости”;

· привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.

Слайд 10 Виды занятий

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:

· Все компоненты физкультурно-оздоровительной работы (эколого-валеологические походы, дни здоровья, динамические минутки)

Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон. Учебно-воспитательный процесс: занятия по разделу «Здоровье ребенка» (гимнастика, познавательная часть, релаксация), учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки), физкультурные занятия, музыкальные занятия (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости), логопедические занятия (физминутки, словарная работа), рисование (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости).

Слайд 11 Формы организаций занятий с детьми

Занятия валеологического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение в  предметно - развивающей среде группы.

развивающие дидактические игры:

«Из чего наш организм сделан»

«Если хочешь быть здоров»

« Органы чувств»

«Хорошо - плохо» и др.

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.

Значительное место необходимо уделять повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

 Слайд 12 Словесные методы

 Слайд 13 Наглядные методы. Большое внимание я уделяю изготовлению и накоплению наглядно-дидактического материала.

Слайд 14, 15 Практические методы

Так как детям дошкольного возраста свойственно наглядно – действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т. д.). И именно в поисково-исследовательской деятельности мы с ребятами и реализуем скрытый потенциал возможностей человека:

научиться воспринимать окружающий мир целостно, включая все сенсорные каналы; увеличить объем памяти  (доказано, чем более комплексно воспринимается объект, тем более четкий «след» он оставляет в памяти.

Слайд 16 Формы работы с родителями:

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и в семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагог.

На сегодняшний день существуют определенные трудности в решении проблемы формирования здорового образа жизни у детей:

· Не всегда учитываются возрастные особенности дошкольников, детям предлагается довольно сложная информация относительно структуры и функций мозга, почек, печени, сердца и т.д.;

· Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения часто ограничивается отдельными мерами, которые проводятся где большего эпизодически и бессистемно;

· При проведении с дошкольниками занятий по валеологии преобладает репродуктивный метод;

· Отсутствие наглядного материала и недостаточное использование ИКТ;

· Проблема формирования здорового образа жизни дошкольников недостаточно освещена в психолого-педагогической литературе;

· В решении задач формирования здорового образа жизни часто не используется принцип интеграции образовательных областей;

Слайд 17 Формы работы с родителями:

Главное не просто учить, а доказывать детям необходимость защиты своего организма, формировать в сознании детей ответственность за своё здоровье. Параллельно необходимо вести работу с родителями, чтобы они стали активными участниками валеологического процесса.

Слайд 18 Уголок здоровья

Развивающий характер обучения основан на детской активности в поисково-исследовательской деятельности, решении проблемных ситуаций.

  формированием слуховых восприятий  (музыкальное сопровождение, звуковые этюды, упражнения «Соноскоп», «Сонар», «Магнитофон», «Узнай по голосу», «Определение направления звука»);

  формирование зрительных восприятий (гимнастика для глаз, упражнения: «Фотоаппарат», «Как упали палочки?», «Видеоскоп», «Волшебный поясок»)

  формирование обонятельных восприятий (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие носового дыхания, упражнения «Волшебный тазик», «Загадочные коробочки», «Цветочный магазин».

  формирование тактильных восприятий (упражнения «Видящие пальчики», «Волшебный сундучок», «Память пальцев». Все упражнения направлены на развитие внимания, памяти, мышления.

А так же с детьми проводить опыты, направленные на изучение процессов функционирования организма человека и влияние на него окружающей среды.

Например: проводя опыты из цикла «Воздух-невидимка» мы исследуем процессы дыхания человека; опыты из цикла «Волшебница-вода» исследуем процессы фильтрации воды, потребности человека в воде; цикл «Звук» - органы слуха;

2 часть Практическая

2.Опыт работы воспитателя по валеологическому воспитанию. (Шашлова Е.А.)

b43bc73c2499dd96d3aa5158206cefaf.jpg

2b9abea6e6e8a146874acc782b7e00d1.jpg

1. Решение кроссворда “Здоровье”.

2. Мозговой штурм.  Замените предложение пословицей.

– Береги здоровье (Береги платье снову, а здоровье смолоду.Болен – лечись, а здоров, так берегись.)

– Ешь лук (Лук от семи недуг.Лук – здоровью друг.)

– Будь бодрым, занимайся физкультурой (В здоровом теле, здоровый дух.Быстрого и ловкого и болезнь не догонит.)

– Умывайся, принимай душ каждый день (Чистота – залог здоровья)

– Здоровье бесценно (Здоровье за деньги не купишь)

– Здоровый все одолеет (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок)

– Здоровому всё по плечу (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок.)

– Закаляйся с детства (Смолоду закалишься – на весь век сгодишься).

3. Домашнее задание:

Составление конспекта занятия по валеологии для каждой возрастной группы. Использование  презентаций, видеоматериалов для работы с детьми по теме. Краткий пересказ по занятию.

d05749f1a38c1850f024306505adcaac.jpg

11345e96aa244c12ca8b24a5cd3db428.jpg

Цель – активизация использования ИКТ в работе с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни.

Презентации: “Моё тело”, “Здоровье человека”, “Секреты здоровья”, “Советы Айболита”, “Здоровый образ жизни”, “Для чего нужен сон”, “Полезные продукты”, “Безопасность дома”.

(Тематическая подборка презентаций с использованием ресурсов сети Интернет).

Литература:

1. Голицина Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами, Москва, Скрипторий 2007 г.

2. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ, Ростов на Дону, Феникс, 2008 г.

3. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, М., Мозаика – Синтез, 2010.

Рекомендации: Использовать игровые упражнения на занятиях. Дополнить развивающую среду рекомендациями. Использовать игровые упражнения с детьми на занятиях по формированию валеологической культуры.

В заключении педагогам раздали  Рекомендации Всемирной организации здравоохранения по ЗОЖ для детей. Памятку для родителей “Здоровье ребёнка”


1 декабря 2015 в 19:58

Прикреплённые файлы:

Документ: Семинар-практикум по теме "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии"

Описание файла:

Файл называется: valeologicheskoe-obrazovanie_747vf.ppt

Это официальный файл организации «МБДОУ - детский сад № 16 ст.Луковской», в нём содержится Семинар-практикум по теме "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии".

Размер файла: 6,14 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.